. А "эффект с мухой", думаю, то же самое, что и трек с ходящими по разным кругам папуасами, играющими на ударных инструментах с диска Chesky, а именно - высокопрофессиональная работа звукоинженера.
Тут одних трюков звукорежиссера не достаточно. точно локализовать мелкий объект близко к голове, который находится то слева, то сверху, то сзади, можно только при условии восстановления межушных громкостных и временных дифференциаций достаточно большой величины. В стерео из-за cross-talk-а мы получаем только очень маленькие значения. также как нельзя получить на 3д стерео фотографии изображение этой самой мухи вблизи, если не надеть 3д очки (которые не дают двум ракурсам взаимопроникать).
Хотя можно, разумеется, при грамотном мастеринге сделать имитацию эффекта приближения и выхода звука за стерео базу, тут вы правы, но это все равно только имитация, которая скорее всего будет на одной системе работать хорошо, а на другой - нет.
Логично предположить, что, если максимально заглушить комнату во всём частотном диапазоне (чисто гипотетический подход ), то можно получить идентичные условия. Но в данном варианте отсутствие реверберации сделает прослушивание музыкальных программ неинтересным...
Верно. отсутствие реверберации нашей комнаты... но зачем она нам нужна? если есть реверберация в самой записи. просто стерео со своим cross-talk ограничивает восприятие реверберации, которая там есть, подрезает её как бы....и конечно есть просто такие сухие записи почти без реверберации, в таком случае можно вводить доп. реверберацию электронным путем, используя процессор и доп. колонки. тут, опять же, гибкость настроек и все такое. делая это на отдельных каналах и никак не трогая реальные стерео каналы, мы не вмешиваемся в сигнал.
А как быть с интенсивными направленными отражениями, которые слышно на концерте? которые выходят за рамки стереобазы 60град. - сбоку, сверху, сзади. я тут как то проводил эксперимент со слухом и понял, что могу довольно отчетливо слышать звук сверху. тут опять же перекрестные помехи ограничивают слышимость этих эффектов в условиях, когда наша комната заглушена. поэтому и слушать музыку становится не интересно.
Если же не "душить" полностью первые отражения от боковых стен и потолка, а только ослабить их, скажем до уровня -10 дБ. - сцена становится шире и выше, поскольку сохранившиеся, хотя и ослабленные интенсивные отражения таки оттягивают внимание на себя. С этим более или менее для меня ясно
Согласен, поэтому в очень сильно заглушенной комнате становится невозможно слушать, т.к. ничто уже не оттягивает на себя внимание и мы остаемся наедине со stereo и его сильно ограниченной узкой перспективой и зарезанным cross-talk-ом реверберацией.
Кстати мои наблюдения во многом совпадают с вашими, до заглушения комнаты сцена была очень высокой и широкой, а после обработки высота исчезла, ширина тоже, но усилилась глубина и даже некоторое подобие переднего плана появилось.
По мере же удаления АС от фронтальной стены ситуация прогрессивно меняется, само собой до определённого расстояния. При дальнейшем увеличении расстояния глубина сцены уже не увеличивается.
Кстати вот часто слышал рекомендацию ставить колонки на удалении в примерно 1 метр от фронтальной стены. Только считать рулеткой нужно от фронтальной стенки АС где динамик торчит, или же задней? а-то у меня по глубине они длинные, если от лицевой плоскости, то как-раз метр
между АС никаких здоровых комодов нет, только телевизор LED очень тонкий... Пробовал его заслонять толстенным щитов поролона, изменений глубины сцены не заметил :/
Вообще эта тема глубины сцены настолько сложная, что ИМХО стоит подходить к ней с разных сторон, не только в контексте стерео.
Пару лет назад я пытался для себя понять, что такое глубина сцены и специально ходил на классические концерты.
У меня было предубеждение, что мои колонки и кдп убого передают глубину и вот я готовился услышать откровение. Но к моему изумлению, я не услышал какой-то явной, значимой разницы именно в этом аспекте( находясь в середине зала,как положено). то есть, не было такого ощущения, что прям вон оно там как далеко то играет! Скорее наоборот, мне казалось, что я слышу какие-то офигенные ближние планы, хотя оркестр был далеко. музыка, казалось, скорее обволакивает тебя сбоку, чем звучит вдалеке. А при прослушивании органа, так вообще весь звук прям передо мной висел в воздухе, но ОГРОМНЫМ таким облаком. Нет, конечно там была глубина сцена. но там весь звук был такой полноценный... вот взять и вырезать только эту глубину, и получилось бы примерно как у меня на колонках... ЗЫ тембральные нюансы во внимание не берем...