получить эффект жужжания пчелы в сантиметре от уха" нужно максимально заглушить среду, но как в таких условиях слушать музыку?
Когда мы слушаем простое стерео в сильно заглушенной комнате, стереопанорама сужается и как бы приклеивается к плоскости АС. видимо , из-за того, что мы слышим каждую из колонок сначала одним ухом, а потом другим (Interaural time difference) получается, что колонки как бы сами себя локализуют
а если в миксе применена техника hard panning, то вообще получается звук прямо из колонки идет... А иначе, как еще объяснить что звука нет
когда, казалось бы, мы слышим
напрямую то, что есть в записи, то есть мы вплотную подходим к исходному помещению, в котором происходит действо, но нет, не звучит... ХОТЯ, если взять и не сдвигаясь с места надеть хорошие наушники и включить бинауральную или полубинауральную (Chesky Sensational Binaural sound show hi rez) запись, то музыка вновь заграет, мы расслабимся и будем наслаждаться её, не смотря на то, что находимся всё в том же заглушенном помещении... Разница будет в том, что, грубо говоря, на колонках вся наша запись собьется в один средний план, а в перефирии будет пустота. В наушниках же, наша запись нас будет обволакивать со всех сторон, особенно если в ней есть много атмосферных рассеянных звуков и реверберации, мы все это услышим в полной мере, при этом, в зависимости от записи и самих наушников можно получить как пресловутый звук в говоле, так и вполне реалистичную 3D картину и обволакивающей реверберацией.
Я здесь использую термин "ближний план" как чисто субъективное ощущение от того, как я слышу пятна отражений вокруг головы, когда слушаю музыку в реальном концертном зале. Недавно был в одном чешском барочном зале камерной музыки. Так вот там было очень много отражений. И ощущение при прослушивании было именно такое, что вокруг головы возникают эти отражения со всех сторон как пятна( сбоку, сверху, сзади и т.л.) и формируют какое-то подобие переднего плана. то есть тот прямой звук вдалеке он образно маленький, а отражений много и они большие
В амбио получается похожий эффект - до включения фильтра - ты слышишь просто широкую панораму, в которой может даже быть ощущение глубины, но включив фильтр, возникает реверберационное поле, которое заполняет собой все пустоты (у меня в КДП нет задней стенки, специально ее сносил, весь звук уходит в стеллаж со звукополгощающими предметами, боковые стены тоже со звукопоглощением, так что в обычном стерео у меня возникает дыра сзади), то есть как будто вместо одного среднего плана, ты слышишь разные планы. Плюс, точность локализации иногда даже пугает, звук может локализоваться там, где не ждешь, например строго сбоку, иногда даже бывает чуть чуть сзади. В записи Chesky , есть флейта, так она начинает летать где-то сбоку , где у меня картина висит, хотя колонки стоят вообще далеко от этой точки
Так вот, когда есть эта многоплановость звука, легче представить, что кто-то играет в глубина сцены.
Иногда бывает полезно сравнить хорошие колонки и хорошие наушники ,чтобы понять недостатки и тех и других. Например, при послушивании записи на том же полубинауральном диске Chesky, есть трек Left side test. В наушниках ты слышишь шаги где-то далеко слева в концертном зале. Человек постепенно приближается, сначала слышно только отражения со всех направлений, а потом звук становится отчетливее и в конце от подходит и начинает шептать что-то на ухо. Все, кому я давал прослушать это в наушниках сильно удивлялись, что такое вообще возможно.
А теперь давайте честно признаемся, можем ли мы получить такой же эффект в обычном стерео с колонками?
Допустим, в LEDE мы можем получить что-то сравнимое, но для этого нам придётся самим перемещаться по КДП вместе с тем виртуальным человеком в записи, чтобы испытать proximity effect (эффект приближенности или удаленности зв. образа.)
Конечно, стерео может звучать очень убедительно и красиво. С этим не поспоришь, но при определенных обстоятельствах, в определенной кдп.
И фантомный центр может звучать стабильно, хотя в амбио он будет куда стабильнее, т.к. колонки располагаются ближе друг к другу.
У меня акуст. обработка делалась в первую очередь под домашний кинотеатр с многоканальным взуком, соответственно, достаточно заглушенное помещение. Для фильмов я добился чего хотел - все очень четко слышно, спецэффекты супер. Надо ли говорить, что слушать музыку стало проблематично.... но выход был найден. Более того, поскольку есть дополнительные боковые и задние колонки, стало возможным направлять на них дополнительную реверберацию, методом свертывания выделенного сигнала записи с импульсным откликом концертного зала (есть такая функция у меня в ресивере), при этом сам стерео сигнал никак не меняется, просто добавляются дополнительные направления отражений, это можно назвать активные диффузоры. Неплохо бы добавить еще колонок на потолок, чтобы этот диффузный эффект был более густым. Для таких целей можно использовать любые дешевые колонки и усилители, т.к. это просто эхо по сути. Можно регулировать на вкус.
И еще вот такой пример. Допустим, мы смотрим фильм, в котором герой сначала говорит в помещении большого зала, где много реверберации , а затем в следующей сцене фильма действие происходит в студии звукозаписи где очень сухой и четкий звук... ну или в пустыне, в конце концов. Чтобы мы в КДП ощутили две такие разные среды, наша КДП и система должны быть гибкими. Главным фактором должен быть сам контент, а система его в точности воспроизводить.
И насчет LEDE, мне кажется, такие вещи должны проектировать специалисты, коим я не являюсь... да и с точки зрения дизайна интерьера это может быть более проблематичнее, чем просто повесить поглощающие панели, замаскированные под картины, натяжной акустических потолок и т.д.
Что касается вмешательства в сигнал, тут конечно каждый решает сам для себя, может ли он услышать какие-то негативные эффекты или нет. Это как с высокой частотой дискретизации - кто-то говорит, что 96khz flac звучит лучше mp3 320 44khz, другие доверяют выводам экспертов AES, которые это опровергают. Мне кажется современные записи Hi rez настолько хороши, что небольшое вмешательство в сигнал вряд ли что-то испортит.
Ну и напоследок интересная ссылочка
http://www.youtube.com/watch?v=SQmQD27u ... r_embedded