В этом топике я расскажу о проекте создания музыкальной комнаты прослушивания, который уже обсуждался на одном профессиональном аудиофоруме. Думаю, что этапы разработки проекта и строительства комнаты будут интересны многим энтузиастам "верного звука" и позволят применить некоторые приемы акустической обработки помещения в домашних условиях.
Работа над проектом была достаточно интересной и результат получился ожидаемым и вполне приемлемым.
Особый интерес может вызвать то, что данная комната доступна всем желающим и с её помощью можно протестировать целый ряд электронных компонентов. Единственное, что для этого нужно сделать, так это приехать в Киев...
Итак, в конце 2005 года ко мне обратилась одна известная компания-ретейлер Hi-Fi и Hi-End аудиоаппаратуры с вопросом по коррекции акустики КДП, расположенной в одном из магазинов-салонов в центре Киева.
Комната была уже построена и эксплуатировалась по назначению некоторое время.
Комната была довольно симпатичной: потолок сложной формы, бетонный подиум по контуру помещения, система приточно-вытяжной вентиляции, на полу и на стенах (и даже на некоторых участках потолка) смонтировано ковровое покрытие.
Но звука достаточно высокого качества, особенно на НЧ, не удавалось получить на комплектах самого разного уровня. На высоких уровнях комната очень сильно "заводилась".
Поскольку в скором времени должна была начаться выставка "Kiev Hi-Fi Show", то меня попросили с минимальными финансовыми и временными затратами попробовать хотя бы немного улучшить акустику помещения, чтобы клиенты с выставки смогли оценить предлагаемую аппаратуру по достоинству.
Анализ акустики помещения и строительных конструкций показал, что основные дефекты на НЧ и СЧ определяются геометрией помещения и конструкциями из ГКЛ, а на ВЧ комната была переглушена. Облицовки "бубнили", переизлучали звук обратно в комнату, на целом ряде частот проявлялся дребезг конструкций, присутствовало и весьма яркое порхающее эхо и ещё довольно большой букет акустических дефектов.
Поскольку ни достаточного бюджета ни времени заказчик не выделил, было принято решение только "смягчить" на сколько можно самые выразительные акустические неприятности.
В результате, со стен демонтировали ковролин и прорезали в поверхности облицовок из ГКЛ проемы, не демонтируя самого металлического каркаса.
Проемы вырезались на участках расположения площадок первых отражений, а также на проекциях АС на стены комнаты. Затем эти проемы были заполнены звукопоглощающими плитами из акустической минеральной ваты, а в площадках первых отражений дополнительно были смонтированы акустические плиты Herakustik, модель Tektalan E-21.
По этой несложной и недорогой технологии был обработан и потолок (в местах облицовки его ковролином, см. рис).
После такой "доработки" комнаты ковролин был смонтирован обратно на стены и закреплен с помощью строительного степлера.
Комната приняла прежний вид, но акустически оказалась совершенно другой. Конечно, дребезг конструкций остался, но акустические системы наконец-то почувствовали некоторую "свободу". Проблемы на НЧ уменьшились, порхающее эхо на СЧ исчезло и появилась возможность воспроизведения достаточно высоких уровней громкости.