Улучшить акустику студии звукозаписи

Что такое реверберация, планировка домашних кинотеатров и студий звукозаписи, звукорассеивание и звукопоглощение, размещение акустических материалов в музыкальной комнате, дискотеке, конференц-зале, боулинге и т.д.

Модераторы: Виталий Роденков, Александр Фадеев, Антон Перетокин, Николай Канев, Андрей Нечаев, Александр Боганик, root, Наталья Ширгина

Улучшить акустику студии звукозаписи

Сообщение Joyfulgun » Пн июл 15, 2013 11:45 am

Комната.jpg
Комната.jpg (17.9 КБ) Просмотров: 23842


Здравствуйте. В комнате проведены такие работы: левая, самая большая стена, закрыта плитами типа "Акминит",- акустические панели 60Х60см что вроде стекловолокна в гипсовом каркасе, на лицевой стороне перфорация, сзади фольга, и 2 вертикальные полосы из подушек с поролоном. Потолки 4 метра. Весь потолок закрыт такими же плитами. На окнах плотные шторы. Открытая часть фронтальной стены тоже закрыта этими плитами. Одна половина стены с дверью - плита ДСП закрытая шторой, на второй половине тоже дсп только с перфорацией, пока ничем не закрыта. На полу ковролин.
Работы конечно сделали свое дело, изначально пустая комната звучала просто ужасно, играешь на барабане например, а звук слышишь не от него а вообще из другого места. Фрагмент открытого потолка когда стоишь под ним, при хлопке в ладоши давал очень неприятный звук металлический, если ударить молотком по палке, даже глушило уши. Теперь всего этого нет, при разговоре слышно друг друга хорошо на большом расстоянии, но при игре нескольких инструментов звук все еще неразборчивый, сливается в кашу. И вообще сам по себе не очень приятный.
Подскажите пожалуйста, с чем это связано, и как можно улучшить положение вещей в моей ситуации. Спасибо
Joyfulgun
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс июл 14, 2013 10:03 pm

Re: Улучшить акустику студии звукозаписи

Сообщение Вохмянин Михаил » Вт июл 16, 2013 10:10 am

Добрый день!
Скорее всего улучшить ситуацию получится, но хотелось бы взглянуть на: 1) фото помещения, как это все выглядит живьем и 2) соответственно, фото материала. Предпологаю, что это связано с частотной характеристикой звукопоглощения используемых в помещении для отделки материалов.
На потолке панели смонтированы с каким относом от перекрытия?
Проводились ли измерения частотной характеристики реверберации?
Какой смысл вы вкладываете в термин "звук не очень приятный"?
Вохмянин Михаил
 
Сообщения: 370
Зарегистрирован: Вт янв 25, 2011 12:16 pm
Город: Санкт-Петербург

Re: Улучшить акустику студии звукозаписи

Сообщение Joyfulgun » Вт июл 16, 2013 2:46 pm

Здравствуйте Михаил.
Фотографии сделаю и выложу.
По вопросам: 1) Панели без откоса от перекрытия
2) Измерения не проводил, не знаю как это делать, нашел какую то информацию- вкладываю файл, правильно ли я понял вопрос.
3) Звук неприятный, имею ввиду, что подмешиваются дополнительные гармоники к звуку, на гитаре например после резкого короткого аккорда остается кратковременный гул внизу, а на верхних частотах присутствует режущий ухо призвук.

Файл вложить не получилось, вставляю прямо в письмо

Измерение времени реверберации помещения

Цель работы: знакомство с экспериментальным методом определения основной характеристики акустических качеств помещения – времени реверберации.

Приборы и оборудование: генератор шума, полосовой фильтр, усилитель, громкоговорители, шумомер-анализатор спектра ОКТАВА-101АМ, микрофон, кабель микрофонный, сетевой адаптер 110DOUT, персональный компьютер с программным обеспечением 110UTIL-Post Processing.



Методические указания

В лабораторной работе выполняется экспериментальное определение времени реверберации в лекционной аудитории.

Реверберацией называется процесс затухания звуковой энергии в помещении после выключения источника звука. Оценивается реверберационный процесс временем стандартной реверберации T, т.е. временем, в течение которого плотность звуковой энергии после прекращения звучания источника убывает в 106 раз или соответственно уровень звукового давления уменьшается на 60 дБ. Время T является одним из основных критериев, определяющих акустические качества помещений [6,

10]. Для каждого помещения в зависимости от назначения и объема существует свое оптимальное время стандартной реверберации Tопт. Значения времени реверберации для различных по назначению помещений приведены на рис. 14.

Экспериментальное определение времени реверберации необходимо выполнять в соответствии с методикой,

изложенной в ГОСТ 24146–89. В лабораторной работе время реверберации определяется по программе 110UTIL-Post

Processing, которая использует записанный в файл компьютера оцифрованный сигнал спадания уровня звукового давления.

При оценке акустических качеств помещений время реверберации T, как правило, должно определяться для третьоктавных полос с среднегеометрическими частотами 125, 500 и 2000 Гц.

Имея экспериментальные данные о времени реверберации можно определить средние коэффициенты звукопоглощения поверхностей помещения αср. Расчет коэффициентов αср выполняется с использованием формул:

T = 0,163

V

Aобщ

при αср

≤ 0.2 , (23)

T = 0,163V

-S общ ln(1 − α ср )

при αср

> 0,2 , (24)

где V и Sобщ –объем, м3, и суммарная площадь внутренних поверхностей помещения, м2; αср и Aобщ= αсрSобщ – средний

коэффициент и эквивалентная площадь звукопоглощения помещения, м2, соответственно.

Т, с



1,8

3

1,6



1,4 2



1,2 1



1,0



0,8





500 1000 2000 5000 10000 V, м3



Рис. 14. Рекомендуемое время реверберации для залов различного назначения:

1 – лекционные аудитории, пассажирские помещения вокзалов; 2 – драматические театры, залы многоцелевого назначения средней вместимости, кинотеатры; 3 – театры оперы и балета, концертные залы



Порядок выполнения работы и обработка результатов измерений

1. Собираются и проверяются схемы приемного и передающего трактов. Скелетные схемы трактов приведены на рис.

15. Передающий тракт состоит из генератора шума (ГШ), обеспечивающего создание в помещении звукового поля с равномерной интенсивностью во всем исследуемом диапазоне частот, полосового фильтра (ПФ), позволяющего производить исследования в частотных интервалах шириной в октаву или 1/3 октавы, усилителя шума (УШ), громкоговорителя (Г). Приемный тракт состоит из ненаправленного микрофона (М), шумомера-анализатора (Ш), сетевого адаптера 110DOUT (СА), персонального компьютера (ПК) с программным обеспечением 110UTIL-Post Processing, позволяющим автоматически оцифровывать изменение уровней звукового давления в исследуемом помещении.






У





ПФ





ГШ











Г а)



Подпись: 1м1м

М б)



Ш СА ПК



Г

Рис. 15. Скелетные схемы передающего (а) и приемного (б) трактов для измерения времени реверберации

2. С помощью генератора шума в помещении создается звуковое поле с уровнем звукового давления выше уровня шумового фона не менее чем на 40 дБ. В компьютере регистрируются уровень звукового давления L, установившийся в помещении, и максимальный измеренный уровень Lmax.

3. Отключают источник звука. После этого, открыв на мониторе закладку "Сигнал", выбирается файл с результатами

измерений, представляющий собой временную историю изменения уровней звукового давления. Измерения проводят для трех позиций микрофона, делая не менее двух записей для каждой точки.



4. С помощью закладки "Обработка" производят оценку спадания уровней звукового давления. Программа определяет время реверберации по участку сохраненной временной записи сигнала, соответствующему спаданию уровня на 15 дБ после выключения источника звука. Для исключения случайных отклонений уровней звукового давления при обработке результатов измерений выбирают на мониторе тип (Lin/Exp) и временную константу усреднения.

5. Для получения среднего значения времени реверберации по результатам нескольких замеров необходимо использовать закладку "РЕЗУЛЬТАТ". Результаты расчетов заносятся в табл. 13.

6. На основании результатов измерений по формуле (23) или (24), рассчитывается средний коэффициент звукопоглощения αср для всех трех частотных полос анализа и строится частотная характеристика коэффициента звукопоглощения f = (αср, fср), аналогично приведенной на рис. 16.

αср

0.3



0.2



0.1



0

0 1000 2000 3000 4000

fср





Рис. 16. Пример построения частотной характеристики коэффициента звукопоглощения помещения



13. Результаты измерений времени реверберации



Наименование расчетных

величин


Среднегеометрическая

частота fср, Гц


Позиции микрофона

1


2


3



Время стандартной реверберации T, с


125










500










2000










Среднее по помещению время стандартной реверберации Т, с


125




500




2000






7. Сравниваются полученные значения времени реверберации с оптимальными для помещений данного объема и назначения (см. рис. 14) и делаются соответствующие выводы об акустических качествах исследуемого помещения и мерах по их улучшению.



Контрольные вопросы



1. Реверберация и ее влияние на акустические качества помещения.

2. Время стандартной реверберации, его зависимость от размеров звукопоглощения помещения.

3. Оптимальное время реверберации, его зависимость от размеров помещения и назначения.

4. Метод измерения времени реверберации.

5. Возможные приемы изменения времени реверберации в помещениях.

Литература: [1, 2, 6].
Joyfulgun
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс июл 14, 2013 10:03 pm

Re: Улучшить акустику студии звукозаписи

Сообщение Вохмянин Михаил » Ср июл 17, 2013 9:06 am

Понятно.
скорее всего диагноз следующий:
1) гул внизу - это недостаток звукопоглощения на низких частотах. Пути решения решения: 1) басовые угловые ловушки 2) панельные низкочастотные поготители (убираем резонансы помещения) 3) если совсем нет желания идти по п. 1 и 2, то хотябы увеличивать относ панелей от потолка/стен существующих материалов, за счет чего вы несколько увеличите звукопоглщение в области низкой середины.
3) режущий звук на верхних - по всей видимости, недостаток звукопоглощения на высоких. Вообще, плиты "акминит" имеют весьма невысокоий коэф. звукопоглощения (0,6... 0,7), причем есть подозрение, что максимум приходится на средние частоты (могу ошибаться, так как, если говорить честно, ни разу их живьем не видел). Для решения этой проблемы - как вариант заменить акминит на, к примеру, мапписил или экофон. В общем, на материалы, которые имеют высокий коэф. поглощения звука на 1000 Гц и выше. Я не говорю заменить все плитки - начните поэтапно, заменяя их фрагментами.
перечитал первый пост - а ДСП с перфорациями как смонтирована и какая перфорация?
4) по измерению времени ревеберации - здесь все достаточно просто и для ее оценки можно обойтись обычным микрофоном и акустической системой. измерение реверберации производится методом прерывания шума. Микрофон фиксирует процесс спада звукового давления в помещении, он-то вам и нужен. для получения реверберации на частотах 125, 250, 500 Гц и т д сигнал нужно будет пропустить через фильтр в звуковом редакторе. Смотрите спад. Скажем, за 0,4 сек у вас звук затухает на 27 дБ. Чтобы вычислить стандартное время реверберации (это твремя, за которое уровень звукового давления снижается на 60 дБ), используем пропорцию:
60 дБ - Х сек
27 дБ - 0,4
находим Х.
И так на каждой частоте.
Вохмянин Михаил
 
Сообщения: 370
Зарегистрирован: Вт янв 25, 2011 12:16 pm
Город: Санкт-Петербург

Re: Улучшить акустику студии звукозаписи

Сообщение maksevrodim » Сб сен 07, 2013 5:47 pm

Ну как успехи?
maksevrodim
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2011 8:10 pm


Вернуться в Акустика помещений

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

cron