Dr.Sound » Сб фев 13, 2016 7:14 pm
Открывая эту тему, я предлагал рассмотреть различные варианты акустической обработки фронтальной стены.
Дело в том, что на практике далеко не во всех случаях слепое следование концептуальным теоретическим рекомендациям в данном вопросе идёт на пользу и довольно часто субъективно отмечается не улучшение, а ухудшение некоторых характеристик звуковой сцены...
И, коль, более или менее развёрнутого и аргументированного комментария по данному вопросу так никто и не предложил, таки попытаюсь изложить свою собственную точку зрения.
Думаю, многие сталкивались с таким эффектом, когда после размещения широкополосного поглотителя в центральной области фронтальной стены между АС звучание вдруг становилось "глухим", "закрытым", "непрозрачным", как бы завуалированным... И субъективно, даже с акустически необработанной "голой" фронтальной стеной звучание было более "открытым", "воздушным", "ярким".
Долго пытался разобраться с этим вопросом, тем более, что в тематических источниках информации встречаются самые разные примеры и рекомендации, например, кто-то полностью "глушит" фронтальную стену между АС широкополосными поглотителями резистивного типа, а кто-то, наоборот, размещает там массив акустических рассеивателей или даже диффузоров... Одни монтируют в центральной области фронтальной стены большой вертикальный полу-цилиндрический дефлектор, другие же используют для акустической обработки фронтальной стены щелевые резонаторы Гельмгольца или перфорированные панели...
В одном из своих постов выше, я пытался сделать анализ спектра первых отражений от фронтальной стены, а именно понять откуда в этом спектре появляется ВЧ/ВСЧ составляющая, если в типичных АС эти частоты излучаются только вперёд, то есть, в противоположную от фронтальной стены сторону...
Как мне кажется, только разобравшись с этим вопросом, можно попытаться решить основную задачу, обозначенную в заголовке данной темы.
К чему пришёл. В он-лайн калькуляторе Андрея Смирнова "Определение месторасположения площадок ранних отражений" по ссылке: _http://www.acoustic.ua/forms/calculator4.html из рисунка, иллюстрирующего локализацию площадки первых отражений на фронтальной стене, можно сделать вывод о том, что в любой комнате эта площадка будет непременно располагаться именно там, где она нарисована красным цветом. Однако, на самом деле, ведь это вовсе неочевидно...
Для того, чтобы это понять, просто, в качестве примера, представьте себе инсталляцию АС у длинной стены достаточно большой прямоугольной комнаты. В данном случае АС будут расположены относительно далеко друг от друга и относительно близко к фронтальной стене. Точка прослушивания также относительно близко располагается к плоскости АС. В результате, если с помощью зеркала определить точки первых отражений, то выяснится, что они окажутся расположены достаточно далеко друг от друга и, следовательно, объединять область между ними в единую площадку первых отражений, очевидно, не совсем корректно. То есть, я хочу сказать, что в данном варианте инсталляции имеет место не одна площадка первых отражений на фронтальной стене в области между АС (как показано на рисунке калькулятора), а две независимые для каждой АС, расположенные по бокам от центральной области стены.
Таким образом, в рассмотренном варианте инсталляции мы имеем две площадки первых отражений на фронтальной стене для каждой из АС и некую центральную область фронтальной стены между ними, не входящую в границы этих площадок. Думаю, как раз, именно этот момент и является определяющим в выборе варианта акустической обработки фронтальной стены и, в частности, её центральной области.
В пользу этой гипотезы говорит и такой распространённый приём, который достаточно часто используется аудиофилами во всех странах и во все времена - несколько раздвинутые по центру тяжёлые шторы на фронтальной стене, оставляющие открытой часть "голой" стены и/или экран TV. В детали вникать не буду - думаю, суть мысли вполне понятна...
Теперь о практической стороне вопроса.
В общих рекомендациях по акустической обработке площадок первых отражений говорится о нежелательности использования для этих целей неоднородных/комбинированных девайсов, то есть, когда одно устройство состоит из нескольких акустических материалов/устройств с различными принципами действия и/или с отличающимися акустическими характеристиками. Уточняю, речь идёт только о распределении таких составляющих по площади девайса! Но в нашем случае, центральная область фронтальной стены выступает в качестве автономной зоны, не имеющей непосредственного отношения к площадкам первых отражений, поэтому логично предположить, что вариант её акустической обработки вполне может отличаться (причём кардинально!) от варианта акустической обработки площадок первых отражений.
Само собой, то, о чём я сейчас говорю - это всего лишь моя субъективная точка зрения, которую я попытался изложить в качестве рабочей гипотезы. Согласен, что данная гипотеза вовсе не является безукоризненной, поскольку таки оставляет достаточно много серьёзных вопросов без внятных ответов... Однако, как вы сами видите, в этом случае практически всё достаточно логично "схлопывается" и "становится на свои места".
1. "Глушим" площадки первых отражений на фронтальной стене (это могут быть или пористые абсорберы, или резонаторы Гельмгольца - на выбор, кому что больше нравится) - обеспечиваем наилучшее качество локализации.
2-а. Используем в центральной области рассеиватель/диффузор - в качестве бонуса получаем отличную фокусировку центрального образа, "открытость"/"яркость" (правда, в некоторых случаях даже несколько чрезмерную...) и, в то же время, впечатляющую пространственность звучания. Правда, при этом, несколько ухудшается локализация и музыкальные образы несколько увеличиваются в размерах.
2-б. Если же решили использовать для акустической обработки этой области резонаторы Гельмгольца (не важно - щелевой или перфорированные панели), то в бонусах, опять же улучшение фокусировки центрального образа, "открытость"/"яркость" (как правило, достаточно комфортная) и достаточную пространственность звучания, но, в отличие от рассеивателей, при сохранении качества локализации и размеров КИЗ. С моей точки зрения, это, пожалуй, самое рациональное акустическое решение.
2-в. При использовании для акустической обработки центральной области фронтальной стены широкополосных поглотителей резистивного типа, как я уже говорил выше, часто наблюдается неприятный эффект "потери "ясности"/"живости"/"яркости"/"лёгкости"" звучания (извиняюсь за оксюморон). Фокусировка центрального образа хуже. В то же время, такой вариант акустической обработки может оказаться гораздо более предпочтительным при прослушивании "тяжёлых" стилей музыки, обеспечивая, как мне кажется, большую детальность и качество локализации КИЗ на этом контенте.
Выводы: получается, что любая жёсткая высоко-рефлексивная поверхность в центральной области фронтальной стены фокусирует центральный образ, делая его более очерченным, "ясным", доминирующим, а звучание более "открытым", "лёгким" и "воздушным"... С другой стороны, характерный для интенсивных отражений негатив никто не отменял, поэтому оставлять без акустической обработки эту область, с моей точки зрения, таки нежелательно, а вот каким образом достичь желаемого эффекта - это уже дело личных предпочтений...
Таким образом, какой из описанных вариантов окажется ближе вам - дело сугубо индивидуальное. Конечно, многое зависит от геометрии самой комнаты, характера акустической среды, конструктивных особенностей и варианта размещения АС.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).